У писателя Сереженьки в красном углу висит портрет Ахматовой и Высоцкий в четырех видах.
У писателя Коленьки висит репродукция Шагала с летающей девушкой
и написано «Коленька и я» рукой его музы Катеньки в исполнении
поколенческой музы Оксаны Акиньшиной.
Коленька и Катенька умеют летать и учат Сереженьку, потому что все
гении умели, а последний Булгаков. В целях булгаковской атмосферы
громко мяукают коты.
Освоив науку, все трое хотят улететь в Париж, чтобы не жить за железным
занавесом, вздохнуть полной грудью и опубликовать сереженькин
гениальный роман с подростковым названием «Станция Кноль». Романы
с таким названием всегда гениальны. Но им мешает враг всего живого,
пишущего и летающего Комитет Госбезопасности Украины, так как все трое
живут в городе Киеве, где жил и режиссер Балаян, когда ему было мало
лет, а также Булгаков.
От экзистенциального горя Коленька часто курит трубку — не только
потому, что отсидел 12 лет в политических лагерях, но и потому, что его
играет артист Янковский, а он всегда с трубкой.
Катенька и Сереженька от невыносимости жизни в совке хором поют песню
Булата Шалвовича Окуджавы «Пока земля еще вертится», горько тискают
тряпичных куколок (шут с бубенчиками и бледненькая параджановская
девушка-растрепа с крылышками), а также любятся в парках г. Киева,
взлетая над землей в горизонтальной плоскости подобно актрисе Тереховой
из фильма Андрея Арсеньевича Тарковского «Зеркало».
Коленька от горя опять курит трубку.
Чтобы заловить пернатых в ласковые сети, Комитет Госбезопасности
Украины сажает их друга Никиту в уголовную камеру, где с ним происходит
противоестественная любовь без полетов. Никита хочет порезать вены
осколком граненого стакана, но ему не хватает силы воли.
Коленьку сцапывают, а Катенька и Сереженька улетают одни в Париж,
но там им не пишется, не летается и не поется, несмотря
на доброжелательные усилия издателя Лорана в исполнении лучшего друга
творческой интеллигенции 90-х культур-атташе французского посольства
Лорана Данилу с домашним прозвищем Данилка. Когда в СССР еще были КГБ,
романы «Станция Кноль» и песня народной артистки Украины Ротару
«Чаривный край», Данилка делал всем визы в Париж, и не надо было
учиться летать.
За фильм трижды поминается, что полеты бывают во сне, а бывают, что
характерно, и наяву — чтоб никто не смел забыть, что фильм с таким
названием поставил лично Балаян, когда ему было мало лет. Это, между
прочим, уже фенологическая примета: как Янковский встретит Балаяна —
так и ну летать! И летает, и летает, пока не позовут завтракать.
В фильме есть хоккеисты, писатель-дворник, посвящение узнику совести
С. Голобородько, платье из американского флага, коммунальный сосед
с гирей и пьющие интеллигенты с воблой. Но чего-то не хватает.
Например, никто не читает стихов Бродского — очевидно, потому, что
Бродский еврей, а евреев в Киеве как-то не очень. Нет фото академика
Сахарова в нимбе из колючей проволоки. Нет передачи радио «Свобода»
«Афганистан болит в моей душе» — а уже как-никак 81-й.
Во всем остальном фильм совершенен. Это энциклопедия интеллигентских
болей, бзиков, страхов и грез конца столетия. Утерянные для
человечества романы с подростковым названьем. Без памяти влюбленная
в зрелого мастера юная фейка, спящая в мужских рубашках. Кровавая лапа
ГБ. Мечта в Париж. Равнение на Булгакова. Виды лесных массивов и водных
гладей любимого города с высоты вертолетного полета. Куклы Параджанова,
еще одного киевского армянина, пострадавшего от КГБУ. Кошки. Макаревич.
Фраза: «Я рождена на этот свет для тебя». Любовь втроем, как завещали
Маяковский, Тодоровский и Абрам Роом. Жизненное кредо образованной б...
ди: «Я же не виновата, что встретила вас одновременно». Постоянное
ощущение трахнутости противоестественным способом. Гипсовый мим
с запрокинутым лицом, по которому течет слеза. Парафразы с болгарским
фильмом «Барьер», в котором уже очень зрелого суперстара
интеллигентского сознания И. М. Смоктуновского любила красивая, гордая
и поверхностно одетая болгарка с чудным именем Ваня Цветкова, они
летали ночным городом, вздымая занавески, а потом она разбивалась
по своему хотению от внутренних мук и непонимания окружающих.
Пошлость — это всегда красота, только ее должно быть много.
Очевидно, чуя избыток красоты в окончательном монтаже, режиссер назвал
фильм «Райские птицы» — не иначе, отсылая к тысячекратно цитированной
мудрости Светлова: «Лучше быть молодым щенком, чем старой райской
птицей».
В случае Балаяна это горькая правда.
Когда он был молодым щенком, он как никто умел передать музыку сфер
зудом шмеля, шепотом трав, колыханием ромашек и томным гулом ленивого
зноя. Лучшего звуковика, а значит, и лучшего интерпретатора Чехова,
природа не знала — это было видно еще с выдающегося, немногим памятного
«Поцелуя», где впервые сложилась его фирменная оппозиция Янковский —
Абдулов, нежная глубина против таранного жизнелюбия. Ранимая глубина,
возведенная в кредо, всегда чревата обоснованным хохотом жизнелюбов
и поношениями «Русской жизни».
Сквозная балаяновская идея слияния поэтичных натур с ландшафтом
и их войны против двуногих конкистадоров, бесспорно, нова и лирична.
Ее с разных концов пытались подцепить прогрессивные экологисты
и исследователи амазонских верховий, но не хватало именно языкового
погружения: стрекота цикад, роения мошек, шелеста листвы и густой
флористической эссенции. Балаян тот язык знает лучше всех, но явно
начинает подзабывать собственный. Всем и так было ясно, что он частица
обитаемой природы, да только люди гадали: мураш ли он, ползущий
по трикотажному шву, одинокий листок или виноградная косточка в теплую
землю. Когда в финале «Райских птиц» офицер КГБ смачно, со смыслом
и сплеча вдавливает папиросу в узловатую кору, окончательно ясно:
Балаян — дерево. С корнями, кроной и прочими интеллигентскими
двусмысленностями. Дуб-колдун. Клен-вещун. Анчар, как грозный часовой.
«Мы цепи сомкнули, мы встали в заслон, мы за руки взяли друг друга —
давай выводи свой кровавый ОМОН, плешивая гадина Пуго!» — как пелось
в уличных частушках 91-го года.
Придет время, взовьется в рощах и кущах, в дебрях и чащах сигнальная
трель, и растительный мир с насекомой фауной вспрянет, поднимется
и отомстит за своих гэбистам, туристам, жизнелюбам, кинокритикам
и прочим душителям святого. За Пушкина, за Окуджаву, за обоих
Тарковских, за Коленьку-Катеньку-Сереженьку, за их перышки и ангельский
голосок. Чертоги рухнут, и вечнозеленая народная артистка правобережной
Украины Ротару споет на пепелище гимн: «Луна-луна, цветы-цветы».
Командовать парадом будет Балаян.
Источник: http://www.rulife.ru/index.php?mode=article&artID=810/ |